Ernest (jr0) wrote in kosmoaviatek_jr,
Ernest
jr0
kosmoaviatek_jr

Category:

О жизни после РД-180, экономика

Словарик, который придётся держать в уме:

1. UTC — United Technologies corporation, куда входит теперь, упоминаемые далее Pratt & Whitney space propulsion (далее PW), Rocketdyne и Aerojet, правообладатель РД-180 и совместных с Энергомашем проектов ЖРД.

2. NGC — Northrop Grumman corporation, которые проглотили TRW (откуда Томас Мюллер), Scaled Composites (предприятие знаменитого самодельщика Бёрта Рутана) и Orbital с ATK (твердотопливники Space Shuttle). Orbital ещё и партнёр европейских (Thales) и украинских (Южмаш) космических разработок.

Эти две корпорации поделили почти всё историческое ракетное двигателестроение США.

3. BO — Blue Origin LLC, 20 лет бездоходное частное предприятие Джефри Безоса, владельца Amazon. Он собрал на своём ранчо в далёком 2000 году разрабов DC-X из McDonnell Douglas. Тупо самый богатый.

4. SpaceX — частное предприятие Илона нашего Маска, которое неожиданно превысило капиталом Tesla. В ней с 2001 работает Томас Мюллер, так ставший миллиардером, который ранее почти бесплодно разрабатывал ЖРД для TRW (пункт 2). Сами себе злые заказчики — Starlink.

5. Virgin group — транснациональное частное предприятие англичанина, и это многое объясняет(тм), Ричарда Бренсона, миллиардера. Который кое-что откусил от Scaled Composites, совладелец европейского проекта Oneweb. Тут упоминается подразделение Virgin Orbital.

6. НПО Энергомаш — АО, которое, по сути, обанкротилось, получает налоговые дотации даже на зарплату, перешло под управление государством. Огромное предприятие, правообладатель большого советского задела в разработке ЖРД. Поставляет ЖРД в США для UTC (РД-180 для Atlas) и NGC (РД-181 взамен НК-33 для Antares). Поставляет ЖРД и для ракет Протон, Союз, Зенит, Ангара и советских МБР на ядах. Ведут себя так, словно в РФ им замены нет, но это не точно.

7. Пентагон — тут ВВС США, а так — большой дом в Вашингтоне. Учредитель программы EELV (в пику Space Shuttle и взамен Titan), в итоге которой создан союз ULA — двуединое предприятие Lockheed (Atlas-5) и Boeing (Delta-4), которому платят ежегодно только за то, что они готовы что-то им запускать за большие деньги. Теперь ведут программу смены безобразия на новое. Теперь EELV это NSSL. NASA не при делах, о чём многие забывают.

Им поставлена цель убрать ракеты с русскими ЖРД (Antares и Atlas) из господрядов.

—————

Существует среди российских любителей космонавтики байка об РД-180. Мол, была «прокладка» в США, которая, ничего не делая, перепродавала наивным американским военным чудо-ЖРД с наценкой, оставляя себе чуть не половину. Это почти цитата из «знающих путь».

Так вот прокладка на месте: совместное предприятие RD Amross между Энергомашем и UTC (подразделение PW), которое обладает правами на РД-180.

Политики в США подняли скандал из-за того что Amross собирали довольно небольшие $93 млн, в пределах контракта около $1 млрд, для развёртывания производства РД-180 в США. Наценивали около 15% ($3 млн) на каждый ЖРД, при цене $23.2 млн.

В ходе политического скандала с участием тяжеловеса Маккейна, за экспертизой обратились к Пентагону, ведь EELV и ее часть ULA — их программа. Военные оценили, что на развертывание потребуется не $93 млн, а около $1 млрд. То есть, что PW (UTC) политиков за нос водит, втравливает в расходы, от которых потом жаль будет отказаться. Так замысел строительства РД-180 в США загнулся. Теперь американской наценки нет, только честные услуги. Двигатели идут в США по цене, уплаченной Энергомашу и PW за авторский надзор.

Напомню, что Счётная палата РФ оценила убыток Энергомаша от продажи каждого ЖРД в США — около 100% цены, то есть около $20 млн убытка мы безропотно покрывали из налогов. Точнее, продолжаем покрывать при каждом пуске Atlas-5. Теперь меньше, но, например, Энергомаш не может, как SpaceX, разрабатывать новые ЖРД за счёт своих средств, а значит прибыли всё нет.

В итоге, цену для США таки повысили до $25 млн, вроде, но уже без развертывания производства сверхдорогого изделия в США — наценки Amross. Для определённости ещё раз: РД-180 сверхдорогой в России, где завод и поставщики советские ещё, зарплаты нищенские и сырьё только своё. Об этом в отчёте Счётной палаты РФ.

Разумеется, наше начальство пересказывают эту историю своеобразно, да и весело ли не приврав? Точнее, тут скорее умалчивают почти всю правду с непременным прибавлением красного словца «американцы деньги считать умеют», что правда. И это вот — все оправдания перед обворованным обществом.

В США же PW подозревали в попытке, да-да, почти удвоить расходы на программу закупки. Тут-то любители, как почти всегда бывает, спутали время глаголов и причину со следствием. Не удвоили, а чуть не удвоили, не сложился «просто бизнес» и вовсе не такой, что воображали, исходя из социально близких примеров. Надо не по себе судить, а читать.

В ходе политической разборки другие фирмы в США стали утверждать, что развернут такое производство за меньшие деньги. Ведь когда-то предложение Энергомаша выиграло именно ценой и сроками. ОКР-то вести не надо, РД-170 летал.

И непростое будущее в США наступило

В США двигатели круче РД-180 созданы за сотни млн, а не млрд. AR1, RL-10C, GEM 63, Raptor, BE-4, BE-3U. Вместе их разработка $1.7 млрд, вроде, но зато двигателей много, они по-разному ценны, а Пентагону необходимо соревнование исполнителей. РД-180 выбрали ещё и для того, чтобы расшевелить болото — теперь бурлит. Незаменимых нет(c).

Двигатели, в которые вложены силы и деньги, но которые, судя по всему, не пойдут: AR1 (взамен РД-180) и водородник РД-0146 (взамен RL-10, PW совместно с КБХА). Оба имеют «русский след».

И относительная неудача водородников фирм BO (BE-3U) и Xcor, которые могли заменить RL-10 в орбитальных ступенях для ULA, NGC, NASA (ракета SLS) и, конечно, BO. Ещё в прошлом году BE-3U указывали в проекте Omega, победа реликта начала 60-х RL-10 не была бесспорной. Ступень ULA Aces (Advanced Cryogenic Evolved Stage) разрабатывается, но, видно, RL-10C всех заборол.

Отмечу, что, якобы, расчётная цена RL-10C по заданию на разработку, которая начата именно для удешевления, — $16..17 млн, для чего внедрили 3D. То есть сравнима с пресловутым РД-180 на той разновидности Atlas V, которая будет запускать людей, там два RL-10. Хотя с ценами двигателей все сложно, нет рынка, а значит нет и ценника. Какая-то цена части РД-180 известна лишь благодаря политическим расследованиям в США и РФ. И вообще, их теперь только парами предусматривают, см. табл.

Таблица 1. Ступени будущих ракет космического назначения для ВВС США
Ракета 1 ступень
ускорители
2 ступень 3 ступень
пустотная
4 или
орбитальная
Год Обтекатель,
Ø×↥ (м)
1 SpaceX Falcon-9 0/18×Merlin-1 [R] 9×Merlin-1 [R] Merlin-1 2018 5.2×16.5 [R]
2 SpaceX SH/SS 35×Raptor [R] 6×Raptor [R] 2020 [R]
3 NGC Omega 0..6×GEM 63XL SRB Castor 600 SRB Castor 300 2×RL-10C 2021 4.9×15.2
4 ULA Vulcan 0..6×GEM 63XL 2×BE-4 2×RL-10C 2021 5.4×21
5 BO New Glenn 7×BE-4 [R] 2×BE-3U 2021 6.2×17.8
6 Virgin Orbit LauncherOne Boeing 747 [R] NewtonThree NewtonFour 2019 1.3×3
[R] — возвращается и используется снова. Двигатели таких ступеней многократно включаются за полёт.
Все двигатели выше второй ступени с соплом большого расширения. А «орбитальная» многократно включается.

Таблица 2. Основные двигатели будущих ракет космического назначения для ВВС США
Двигатель Топливо Ступень Ракета Заказчик
РД-180 LO2+RP1 2 LMC Atlas-5 EELV
NGC GEM 63 HTPB 1 LMC Atlas-5 (взамен AJ 60), NGC Omega, ULA Vulcan NSSL
SpaceX Merlin-1 SLO2+SRP1 1..3 SpaceX Falcon-9 NSSL?
SpaceX Raptor SLO2+SLCH4 1 и 2 SpaceX Superheavy SpaceX
BO BE-4 LO2+LCH4 1 и 2 BO New Glenn, ULA Vulcan NSSL
UTC AR1 LO2+RP1 2 LMC Atlas-5? (взамен РД-180)
NGC SRB HTPB 2 и 3 NGC Omega NSSL
UTC RL-10C LO2+LH2 орбита LMC Atlas-5, Boeing Delta-4, ULA Vulcan, NGC Omega NSSL
BO BE-3U LO2+LH2 орбита BO New Glenn NSSL
LO2 — жидкий ксилород (дешёвый, кипит при −182С), SLO2 — переохлаждённый (замерзает при −219С).
LCH4 — жидкий метан или СПГ (кипит при −161C), SLCH4 — переохлаждённый (замерзает при −182С).
RP1 — ракетный керосин (дорогой), SRP1 — переохлаждёный (замерзает при −60С).
LH2 — жидкий водород (весьма труден для применения, кипит при −253C).
HTPB — полибутадиеновая резина с неокисленным алюминиевым порошком и перхлоратом аммония (окислитель). Масса окислителя всегда — более половины топлива.

Ссылки, если wikipedia недостаточно.
О New Glenn: https://www.harris.com/sites/default/files/downloads/solutions/more_volume_more_value_whitepaper_.pdf

К тому же, список Магницкого (да-да, санкции-то, что не все помнят, до 2014), угроза обиженного тогда вице-премьера Рогозина запретить покупателю использовать ЖРД для военных применений (а для чего? Рогозин после сказал, что пошутил или так снова пошутил?). Только потом война с Украиной и речь уже о свёртывании научных, а не только военных программ США с Россией.

Поставщикам двигателей для NSSL предстоит вернуть издержки ОКР через наценку в заказах. То есть, прикинем: вернуть миллиарды на изделиях, которые стоят пару десятков млн за пуск. При числе пусков 10 за год — не более $200 млн за год дохода, не прибыли. То есть лет до 20 на возврат вложений. В условиях острого ценового соперничества и почти без прежних дотаций: ULA отменяют ежегодный грант ВВС США за готовность к запускам. Правда, по старой памяти, единовременные дотации получили ULA, Blue Origin и NGC на обустройство мест пуска. Сотни млн каждый.

Замечу, что SpaceX, как всегда, остался без дотаций (что и порождает сплетни, потому что нельзя некоторым не соврать, не перепутать). Дело, предположу, в том, что SpaceX формально не исполнили заказ ВВС, которые вложили несколько десятков млн в Raptor, но для верхней ступени Falcon-9. Raptor сделан даже раньше BE-4, скажем, но назначение-то другое.

Aerojet (UTC) в отчаянии. Их РДТТ и ЖРД не хотят покупать. С чего AJ-60 и RS-68 такие дорогие? — они вели ОКР AR1 за свои. Издержки ОКР — проклятие таких проектов, вспомните срок их окупания. А у Безоса есть миллиард в год, так побеждает.
Tags: atk, blue origin, boeing, castor, falcon9, lockheed, mdd, omega, raptor, spacex, ula, virgin, безос, брэнсон, ввс сша, двигатель, история, коммерческий космос, космос, маск, ракета, рдтт, рогозин, россия, сша
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments