Ernest (jr0) wrote in kosmoaviatek_jr,
Ernest
jr0
kosmoaviatek_jr

Categories:

Прыжки в стороны или Срочная истребительная программа 1939-1940 (одноместные истребители)

Только заказанные одноместные истребители. Список оплаченных до постройки в нищей стране в конце 1939, когда началась война в Европе, то есть те, что сочтены перспективными:

1 1.1 Поликарпов И-180 Построено 13 1938, дек. М-88
2 2 Яценко И-28 Проект Поликарпова 1939 М-88
3 3 Таиров ОКО-6 Двухмоторный. Построено 2 1939 2xМ-88
4 1.2 Поликарпов ТИС Двухмоторный. Построено 2 1939 2xАМ-37
5 4 Болховитинов С Перехватчик, двухмоторный-спаренный на основе бомбардировщика. Летал бомбардировщик 1939 2xМ-103
6 1.3 Поликарпов И-190 Биплан! 1939, дек. М-88, М-56
7 5 Боровков И-207 Биплан! Построено 4 очень разных образца и 1 прообраз в 1937. В 1939 колёса в обтекателях 1939-41 М-63
8 1.4 Поликарпов И-16 тип 24-29 Основной серийный истребитель ВВС и ПВО. Серийный до 1942. Во многом, самые удачные к началу войны, нового проекта 1939-40 М-63
9 6 Пашинин ИП-21 построено 3 1940 М-105
10 7 Микоян И-200 МИГ. Проект Поликарпова. Серийный до конца 1941, более 3000 1940 АМ-35
11 8 Сильванский И-220 Проект Поликарпова 1940 М-88
12 9 Лавочкин И-301 ЛАГГ, серийный до конца войны — Ла 1940 М-105
13 10 Сухой И-135 Построено 2 — Су-1 и Су-3 1940 М-105
14 11 Шевченко ИС-1 и ИС-2 Биплан-раскладушка. До 1942 построено 4 1940-42 М-63
15 12.1 Яковлев И-26 Як-1. Серийный до конца войны 1940, янв. М-105
16 13 Бисноват СК-2 ЦАГИ ИС, доработка рекордного в истребитель 1940, ноя. М-105
17 14 Москалёв САМ-13 Лёгкий двухмоторный. Второй не достроен 1940, весна 2xМВ-6
18 1.5 Поликарпов И-185 Построено 5 1941, январь М-81, М-71
19 12.2 Яковлев И-30 Построено 2. Металлический И-26, но выполняющий ТТТ, всё-таки другой довоенный проект 1941, апрель М-105
20 13 Беляев ЭОИ Не достроен вместе с ПБИ [1941] март М-105
21 14 Бакшаев РК-И С "раздвижным крылом". Не достроен [1941] М-106
22 15 Грушин ИДС Двухмоторный. Разбомблен до полётов [1941] 2xАМ-37


Я полагаю, что это бешенство и растерянность руководства после начала войны в Европе, провал экспертизы. Прыжки в стороны. Повторю:
1. Все проекты одобрены после сентября 1939 года как перспективные и строившиеся до нападения Германии.
2. Все — одноместные, то есть специальные истребители.
3. Все заказаны и строились с вооружением, то есть это не чисто исследовательские работы.

Летали не все проекты. Для не полетевших указана примерная дата окончания работ в квадратных скобках.

Всё-таки разделил Як-1 и И-30, слишком разные проекты. Разница вроде И-180 — И-16 тип 29 или И-190 — И-195. Зато строящиеся проекты тренировочных одноместных истребителей по мотивам Caudron опустил, слабо вооружены — один пулемёт — другой класс, чем САМ-13, скажем. К тому же, как раз в сентябре 1939 их почти перестали желать, а речь об оплаченных желаниях заказчика. Если бы прекрасно вооружённый по проекту Caudron 713 продолжили строить хотя бы до конца 1939, то он был бы в списке.

И-16 тип 29 полетел впервые в 1940. Новейший в ту пору самолёт, и даже с капризами новой конструкции. Как и полетевший в 1938, но несомненно перспективный до 1942 И-180.

Напомню, что за 1940, после начала войны в Европе, построено 2362 бипланов И-153 (6-7 за сутки). Выпуск И-153 прекращён в 1941, но до 1942 готовилась смена образца. И-170, И-190, И-195, ОКО-4, И-207, ИС, истребитель Козлова — не полный список проектов одноместных боевых бипланов. Даже у Микояна проект биплана-штурмовика.

Не указано изобилие моторов, на которые рассчитывали заказчики. На деле срок доводки серийных моторов оказался таким:
+ М-62, М-63 к концу 1940,
+ М-105 со второй половины 1941,
+ М-82 со второй половины 1942,
+ семейство М-86, М-87, М-88, М-89 с 1941 (М-87А).
+ семейство АМ-35, АМ-37, АМ-38, АМ-39 с середины 1941 (АМ-35А).
То есть все использованные моторы не доведены, но в разной мере. Некоторые проекты основывались на турбокомпрессорах, которые не доведены до конца войны. И, конечно, на моторах мечты М-56, М-71, М-90, М-106, М-107, М-120, аналоги которых готовы к использованию лишь к концу 1944, в лучшем случае. Зоопарк проектов двигателей, которые полагались перспективными, — ещё одна похожая тема о растерянности заказчика.

Очевидно именно репрессии привели к тому, что уже никто никому верить не мог, к чистому волюнтаризму. Поликарпов не доверял и не использовал выводы ЦАГИ, а его значение очевидно больше ЦАГИ. Боясь обвинения во вредительстве, распыляли вовсе не великие силы страны. Основываясь не на видении будущего, а на личном успехе, сверхидеях деятелей, вроде Поликарпова, Микояна, Яковлева и Ильюшина, Кагановича, конфликтах интересов, распиле.

Третья большая тема — конструкционные материалы и авиатехнологии. Страна, гордившаяся чуть не первенством в алюминиевом самолётостроении, пришла к 1939 с нуждой переходить на берёзовый шпон и сталь, как Германия к 1945. Уже и сосна полагалась дефицитом, а смолу для дельта-древесины закупали в Германии до лета 1941.

Такие дела, итог пятилеток ещё до разгрома войны, "в сравнении с 1913". Ну и перепроизводство тоже — бессистемность, опора не на анализ, научное планирование, а на вал. Обернулось катастрофой 1941-42 и зависимостью судьбы страны от иностранной помощи во всём, включая вооружение даже, которого было более, чем в любой стране мира.

Теперь, кажется, я готов сравнить этот список со списком проектов в богатых США в схожих обстоятельствах.
Tags: авиация, ввс, вмв, военная авиация, история, ссср
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 53 comments